Портфолио

Мое педагогическое кредо

Чтобы иметь право учить,

надо постоянно учиться самому.

 

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и  спросил каждого о  том, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

На мой взгляд,  эта притча отражает истинный смысл педагогической деятельности, истинное призвание учителя. Настоящий учитель «толкает тяжелую тачку» не потому,  что так надо, не для материальной выгоды, а для того, чтобы служить высокой цели – быть строителем человеческой души. Чтобы труд учителя был плодотворным, ему необходима «связка ключей», открывающих двери к успеху.  Конечно,  в этой связке присутствуют основные принципы дидактики, которые должен соблюдать каждый педагог. Но,  помимо этих основных принципов,  у каждого педагога есть свои.  Есть они и у меня.

«Не мыслям надобно учить,  а мыслить» (И.Кант) – мой основной принцип  на уроке.

Главное, научить ребят мыслить самостоятельно.  Для  этого нужно изменить роль ученика: из пассивного слушателя превратить его в активного участника учебного процесса. Нужно создать такие условия, чтобы ребенок учился добывать знания сам, а не получал их в готовом виде. Ведь больше всего ценится то, что сделано своим трудом.

К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью…». Стараюсь показать ребятам жизненность математики, необходимость её изучения для того, чтобы знания, полученные на моих уроках, они могли применять в простых жизненных ситуациях. Увлечь предметом, заинтересовать – второй принцип моей деятельности.

Каждый ребенок уникален. Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способностей ребенка,  развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Учитель должен помочь ученику проявить свои лучшие качества.  А для этого нужно сделать образовательный процесс творческим.  «Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать» — мой третий принцип.

«Надо верить, что ты много можешь, — тогда многое станет возможным» (В. М. Борисов). Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижений, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Поэтому четвертый принцип – это создание ситуации успеха.

Чтобы успех ученика стал возможным нужно относиться с уважением к каждому ребенку, помнить о том, что каждый имеет право на ошибку. Древневосточная мудрость гласит: «Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы». Поэтому никогда не вешаю «ярлыков» на детей. И пятым принципом своей работы считаю любовь и уважение к детям.

Шестой принцип моей деятельности – сотрудничество. Ведь « учитель — это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Не нужно тянуть детей за собой, нужно идти с ними рядом. Учитель не навязывает ученику единственно верное разрешение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать. Но, при этом, учитель всегда готов прийти на помощь.

Мастерство учителя не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд, наполненный переживаниями, открытиями и неудачами.  Совершенствуя свое педагогическое мастерство,  я никогда не останавливаюсь на достигнутом,  стараюсь идти в ногу со временем. Применяю  на уроках математики современные педагогические технологии,  методы, приемы и формы обучения. Всегда интересуюсь  методическими новинками, прохожу курсы повышения квалификации, участвую в экспериментах,  делюсь опытом с коллегами и перенимаю опыт у других.  «Быть требовательным к себе, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться» — мой седьмой принцип.

Вот с такой «связкой ключей» я иду по жизни и очень надеюсь, что они помогут мне «построить прекрасный храм».